купить каркасную елку . ремонт квартир под ключ цены

Михаил Барышников: В России все — чертова мыльная опера

("The Telegraph UK", Великобритания)

Величайший танцор своего поколения Михаил Барышников рассказывает Саре Кромптон о своих выступлениях с Рудольфом Нуриевым, игре в кино с Сарой Джессикой Паркер, а также почему у него нет желания возвращаться на родину.

Сара Кромптон (Sarah Crompton)

10/07/2013Прочитать позже

Михаил Барышников в накинутом зеленом худи заходит в Teatro Nuovo в Сполето и садится чуть сгорбившись — кажется, что он немного нервничает. За окном по уместному совпадению стоит памятник Джерому Роббинсу (Jerome Robbins), американскому хореографу, который сначал служил для Барышникова вдохновением, а затем, после его драматического побега из России в Соединенные Штаты в 1974 году, сам стал им вдохновляться.

С тех пор Барышников стал эталоном, в соответствии с которым оценивают всех остальных танцовщиков. Он начал выступать в театре имени Кирова (сегодня он известен как Мариинский) как представитель классического стиля — танцор с такой техникой, что каждое исполняемое им па казалось совершенным, а легкость его движения придавала каждому шагу особую силу.

Бежав из Санкт-Петербурга и став третьим великим дезертиром русского балета (после Нуриева и Наталии Макаровой, которые уехали с целью избавиться от творческих ограничений коммунистической системы), он обнаружил в себе и нечто иное: Барышников стал первопроходцем, чье любопытство привело его к работе не только с Джорджем Баланчиным (George Balanchine) и Фредериком Аштоном (Frederick Ashton), но и с современными хореографами, такими как Пол Тэйлор (Paul Taylor), Твайла Тарп (Twyla Tharp) и Марк Моррис (Mark Morris).

Как его тело невозможно было ограничить русской манерой подбора танцовщиков на роли, которая из-за роста (165 см) записывала его скорее в шуты, чем в принцы, так же и его ум никогда не был связан какой-то признанной мудростью. Вся карьера Барышникова отмечена его удивительным, неугомонным интеллектом.

Именно это в каком-то смысле и привело его сюда в Сполето, где в возрасте 65 лет он репетирует, по его собственным словам, «самое сложное выступление в своей жизни».

Читайте также: Гарри Каспаров - Власть совершенно обезумела

Спектакль — адаптация повести «Старуха» авторства диссидентского русского писателя Даниила Хармса, раннего сюрреалиста и абсурдиста, который в 1941 году при Сталине был арестован по обвинению в государственной измене и умер на следующий год в психиатрической больнице, предположительно от голода. «Он определенно не вписывался в соцреализм зарождающегося коммунистического государства», — язвительно говорит Барышников. Новую постановку делает экспериментальный американский режиссер Роберт Уилсон (Robert Wilson), а играют в ней Барышников и актер Уиллем Дефо (Willem Dafoe), оба одетые как персонажи комедии даль арте.

Танцовщик Рудольф Нуриев


«Это физический театр. Мы поем, танцуем, дурачимся, — говорит Барышников. — Это очень странная смесь интересных и неприятных моментов. Боб понукает нами и просит Уиллема и меня делать какие-то вещи. Иногда мы работаем по десять часов практически без перерыва».

Может показаться, что Барышников жалуется, но это не так. Именно это ему и нравится. «Это растяжка, — говорит он и его глаза сверкают за очками без оправы. — Это волнение. Это пустой желудок. Сегодня я потрачу целый час лишь на один только грим. Целый час. Час, который никогда ко мне не вернется. За час можно постареть».

Он смеется горловым, немного ироничным смехом, этот смех то и дело прерывает нашу беседу. Должно быть, Барышников идеальный гость за ужином: его ум блуждает по волнам политики, истории, танца и культуры, а мысли он выражает очень четко, вставляя в свой голос (по-прежнему с сильным акцентом) резкие и смешные элементы подражания.

В «Старухе», которая будет сыграна в следующем месяце на Манчестерском международном фестивале, а затем отправится на собственный фестиваль городка Сполето, Барышников говорит на русском — языке страны, в которую он после своего побега так ни разу и не вернулся. «Жизнь слишком коротка, чтобы огорчаться, нервничать и все такое, — говорит он. — Меня это не интересует, я не хочу даже думать об этом».

Также по теме: Американское одиночество чернокожей советской легенды

Разве ему самому не любопытно увидеть, как все изменилось с тех пор, как он уехал? «Издалека видно лучше и понять легче, чем если живешь там».

Он рассказывает, что в январе с ужасом отреагировал на новости о том, что художественного руководителя Большого театра Сергея Филина облили кислотой. Прежний руководитель, Алексей Ратманский, который в 2009 покинул Большой и уехал в Нью-Йорк, — близкий друг Барышникова.

«Я был очень рад, когда главным там стал Ратманский. Подумал, что в России происходит нечто правильное, — говорит Барышников. — А затем я очень обрадовался, что он ушел оттуда». Он смеется, на этот раз более мрачно. Ратманский — которого он называет «без сомнения главным классическим хореографом, никого лучше него в России не было» — ушел из-за отравляющей атмосферу политики Большого, которая также обусловила нападение на Филина.

На эту тему Барышников говорит осторожно, но однозначно. «Я не вправе делиться своим мнением, потому что не знаю подробностей. С одной стороны, это настоящая личная трагедия, а с другой, это, конечно, чертова мыльная опера, как и все в России. Это чудовищная реальность и бесконечный уродливый водевиль».

С 2005 года Барышников руководит Арт-центром Барышникова в Нью-Йорке, который дает возможность артистам разных жанров со всего мира экспериментировать и выступать вместе. Он постоянно поддерживал русскую культуру — принимал постановки небольших российских театров и помогал студентам приезжать в Штаты по программам обмена. Центр также выступает в роли очага международной хореографии, его предприимчивая программа составляется в соответствии с личным вкусом Барышникова к новому, невероятному — и прекрасному.

Этот экспериментаторский нюх присущ ему с самого начала. «Будучи классическим танцовщиком, примерно в тридцать с чем-то лет я понял, что если не буду экспериментировать, а буду просто беречь свое тело, то смогу танцевать "Жизель" примерно до 50 лет». Некоторым артистам, говорит он, это кажется полноценной жизнью. Но он сделал иной выбор.

Читайте также: Интервью с Депрадье - о Путине, Саркози и налогах

«Я злоупотреблял своим телом. Я доходил до крайностей. Я перенес 12 операций, я продолжал жать, был немного глупцом, но это было интересно».

Михаил Барышников перед отъездом в США в Москве


Страсть Барышникова к работе с самыми лучшими в любой сфере, к испытанию своего тела и своего ума привела к тому, что карьера его развивалась в самых разных направлениях. Он успел поработать фактически с каждым великим хореографом в области балета и современного танца в Америке и Европе.

«Мною двигало любопытство. Я восхищался их личностями и хотел быть рядом, понимать, что происходит. Что может быть более волнующим и захватывающим? Я хотел быть частью рискованных ситуаций и несколько раз совершенно жалким образом терпел крах, разумеется, но это был полезный опыт».

По мнению некоторых, неудачу он потерпел в течение двух лет в должности директора New York City Ballet (с 1978). Невзирая на то, что Барышников добился превосходных результатов в работе над «Аполлоном» и «Блудным сыном», многие упрекали его в том, что он так и не смог овладеть характерной неоклассической манерой Баланчина. Тем более удивительным представляется его заявление о том, что «New York City Ballet ему по-прежнему роднее, чем American Ballet Theatre».

Учитывая тот факт, что с 1980 по 1989 он управлял American Ballet Theatre, это впечатляющее признание. Но он идет еще дальше: «Я осознал, что не могу быть швейцаром в коммерческом театре. Это была стабильная и славная работа, которая в основном заключалась в поиске средств. Если у вас есть стремление быть выступающим артистом, вам следует заниматься чем-то иным. Чтобы осознать это, мне понадобилось 10 лет».

Это заявление Барышников сопровождает ироничной улыбкой. Однако за работой в American Ballet Theatre последовал один из самых продуктивных — и счастливых — периодов его творческой жизни: тогда Барышников вместе со своим другом Марком Моррисом основал White Oak Dance Project. Маленькая изначально идея выродилась в проект длительностью 12 лет.

Также по теме: В Кировском лесу

«Это не было продуманным решением. Я просто огляделся вокруг — я хотел танцевать вместе с этим великим хореографом и ввязаться в небольшую авантюру. Что может быть интереснее? Кроме того, мы все заработали некое количество денег и отлично провели время путешествуя, это был настоящий рок-н-ролл». Моррисовская пьеса A Wooden Tree, положенная на музыку Айвором Катлером (Ivor Cutler), премьера которой состоялась в Америке, когда-то была ориентирована в основном на Барышникова. «Это началось почти как шутка. Я сказал — ну, если тебе нужна мертвая древесина... А он — а знаешь что...»

Спектакль был отлично принят зрителями — один критик назвал Барышникова «Бетховеном тела», приносящим с годами новые смыслы. Но что вынуждает его поддерживать дисциплину ежедневной работы, которая позволяет ему выступать? «Я хочу сохранить ощущение связи с публикой, говорит он. Не то что бы я в 65 намерен танцевать». Он мурлычет эти слова и делает неопределенный жест руками. «Это будет нелепо, верно?»

Неубывающее желание Барышникова выступать проистекает оттуда же, откуда и всегда: из его любви к акту творчества. Он ощущает себя более счастливым, когда готовит спектакль, чем когда представляет готовое выступление. «Я больше люблю процесс, чем сам факт выступления. Когда начинаешь выступать, это цыганская жизнь. Один день не похож на другой. Просыпаешься утром и начинаешь нервничать. Мне это не по душе. Я люблю выступать, но не люблю все эти нервы. А на репетициях я чувствую себя как дома».

Эта нелюбовь к выступлениям резко контрастирует с пристрастиями Рудольфа Нуриева, о котором он говорит с восторгом. «Руди все время танцевал, он хотел быть на сцене каждый день, что бы ни происходило». Он вспоминает, как в последние годы танцевальной карьеры Нуриева он посетил его в гостинице между двумя спектаклями «Спящая красавица».

Сара Джессика Паркер и Михаил Барышников


«Он принимал горячую ванну, пил чай, выглядел как на известной картине "Смерть Марата". Я сказал — Рудольф, ты похож на мертвую старуху. А он засмеялся. Он был совершенно изможден. А затем он встал и отправился на вечернее выступление, и станцевал тот же самый спектакль с другой балериной. Это невероятно, этим невозможно не восхищаться».

Читайте также: Всего за год Путин заткнул рот оппозиции

У мужчин были и свои разногласия, отчасти потому что Барышникову не нравилось танцевать в нуриевских постановках классики — таких как «Раймонда». Он объясняет: «Во-первых, я был плохим партнером. Я не был сильным, я был невысок ростом. Мне нравилось танцевать с Наталией Макаровой и Джелси Киркланд (Gelsey Kirkland), это меня держало последние годы на классической сцене, но они работали и с партнерами гораздо лучше меня. Кроме того, мне не очень нравилась его хореография. Она была слишком суетливая».

Невзирая на разногласия, Нуриев и Барышников были довольно близки. «Когда он умер, я сказал, что у него была харизма, приземленность простого человека и истинная надменность божества. Он был очень редким цветком, мятущейся и одинокой душой. И вместе с тем ему нравилось жить, нравилось быть на сцене».

Барышникову его жизнь тоже нравится. Его жена Лиза Райнхарт, с которой они воспитывают троих детей, недавно приехала его посетить. Взирая с балкона на красивую итальянскую площадь, Барышников вспоминает, как однажды его друг философ Иосиф Бродский (так в тексте — прим. пер.) сказал: «Мальчишке повезло. Жизнь не так плоха».

Он снова смеется. Он смеется также над тем фактом, что большинство людей моложе 30 лет будут помнить его не как одного из величайших танцовщиков в истории, а как русского любовника Сары Джессики Паркер (Sarah Jessica Parker) в сериале «Секс в большом городе» (Sex and the City). «Ну хотя бы они что-то помнят, хотя на самом деле они не знают моего настоящего имени. Они говорят — ой, смотри, Александр Петровски!»

Наблюдая за репетицией Барышникова на сцене (движения его по-прежнему точны и выверены, как движения мужчины на сорок лет моложе его), видишь, как пылает его стремление к артистической реализации.

«Совершенство недостижимо», — твердо говорит он, улыбаясь. «Это как с игрой в гольф. Но пока в окне горит свет, можно просто стараться мечтать о следующем шаге, или о том, как сделать этот день лучше, или как сегодня быть интереснее, чем вчера. У Бродского было любимое выражение: "Будь хорошим". Будь. Хорошим. К себе, к другим людям, ко всему, что ты делаешь. Это норма, в соответствии с которой люди должны стараться жить. Не трать время попусту. Будь интересным и проявляй интерес». Именно так Барышников всегда и жил.

Оригинал публикации: Mikhail Baryshnikov: ‘Everything in Russia is a damn soap opera’

Опубликовано: 09/07/2013 13:30

* — поля, обязательные для заполнения



 
Ссылки по теме

 

 

У вас нет аккаунта? Создайте его сейчас.
  • zemfort:за длинный рубль продался. Не жалко.
    10/07/2013, 14:00
    А уж //�Издалека видно лучше и понять легче, чем если живешь там�// - совсем смешно.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 7. Раскрыть ветку
  • colobok90:Чуваг с непомерно раздутым эго
    10/07/2013, 14:09
    Как творческая единица он давно деградировался, для этого нужна постоянная конкурентная среда, как в Мариинском. И вот сидит теперь в юсне, где балет это разновидность спортивной гимнастики(так и есть!), ставит убогие спектаклики с танцорами чей средний вес приближается к среднему американскому(хорошо за центнер)и все в пророки лезет.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
  • oblomingo:космополит,
    10/07/2013, 14:12
    胡丽.
  • ПОКЕМОН:(без заголовка)
    10/07/2013, 14:16
    на сколько я помню барышников уехал в середине 70х в сша
  • Sаevam_Iram:(без заголовка)
    10/07/2013, 14:19
    Барышников в СШП проживает? Вражина, однозначно!
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 5. Раскрыть ветку
  • Американцы на Луне не были:(без заголовка)
    10/07/2013, 14:21
    Вот ему яйца точно не мешают.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
  • Шнурок:Ну и хрен с ним, с Барышниковым!
    10/07/2013, 14:29
    Кому он нужен, предатель, кому он интересен? Тьфу на него!
  • Ф:вышедшие в тираж знаменитости...
    10/07/2013, 14:32
    А бабки надо зарабатывать. Хотя бы поливанием дерьмом Родины.
  • aminvest.livejournal.com :"Издалека видно лучше и понять легче, чем если живешь там"
    10/07/2013, 14:43
    "С одной стороны, это настоящая личная трагедия, а с другой, это, конечно, чертова мыльная опера, как и все в России. Это чудовищная реальность и бесконечный уродливый водевиль"

    Две отличные фразы из статьи! Но кто из комментаторов поймет их в приложении к себе? ;)
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 9. Раскрыть ветку
  • maelss:(без заголовка)
    10/07/2013, 14:47
    За колбасой сбежал,пусть там и сидит
  • zim:В отличие от этого недомерка
    10/07/2013, 14:50
    Солженицын мало уезжать не хотел - буквально выперли, так и вернулся насовсем как только смог. И помогал ещё здесь. И авторитетом своего мнения, и новыми книгами и советами. Помогал Путину и всем нам. А этот выродок не выдержал конкуренции в мариинке, сбег за колбасой, а теперь ещё и учит, и дерьмом Родину поливает. Сукин сын.
  • zim:Конкретно ребята поменяли амплуа Бродскому.
    10/07/2013, 14:51
    С поэта на философа. Говорит об одном, что кроме как аргумент в холодной войне на хрен бы эти чуваки на западе не нужны были.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 2. Раскрыть ветку
  • maelss:(без заголовка)
    10/07/2013, 14:54
    Бродский:я собираетесь мазать дегтем ворота Родины.
    Вот этим отличаются Солженицыны,Сикорские,Бродские от колбасных эмигрантов
  • maelss:(без заголовка)
    10/07/2013, 14:56
    Бродский:я не собираетесь мазать дегтем ворота Родины.
    Вот этим отличаются Солженицыны,Сикорские,Бродские от колбасных эмигрантов
  • vero:сколько ботов-то понабежало! )))
    10/07/2013, 15:09
    Барышников входит в когорту величайших танцовщиков мира. И как бы не отзывались о нем каждый из вас, - маленьких, никчёмных, завистливых, ничего не сделавших на этой планете, - он навсегда останется БАРЫШНИКОВЫМ.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 7. Раскрыть ветку
  • DiligentReader:в накинутом зеленом худи ...
    10/07/2013, 15:15
    ну да, в городе Нью-Йорке живет человек по фамилии Барышников. Со своими думами, мечтами и т.п. Танцор ногами, весьма талантливый даже. :)
    А нам-то что с того?
    К Росии он каким боком, вообще? :)
    Давай, до свидания ...
  • power struke:А вот Александр Годунов....
    10/07/2013, 15:29
    Не меньшая звезда Большого, тосковал по Родине до конца дней и иникогда грязью её не поливал....более того в конце жизни сказал, что побег его был ошибкой....
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • power struke:(без заголовка)
    10/07/2013, 15:33
    "который сначал служил для Барышникова вдохновением, а затем, после его драматического побега из России в Соединенные Штаты в 1974 году, сам стал им вдохновляться.".....опять "голубчик" что-ли?
  • Michel:А чо, на Сноудена сменять?
    10/07/2013, 16:04
    :)
  • amirbek:Даниил Хармс. 1941:
    10/07/2013, 16:35
    Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет осаждён или умрёт голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на камне… Если же мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру, пусть меня расстреляют; но форму я не одену [sic] и в советских войсках служить не буду, не желаю быть таким дерьмом. Если меня заставят стрелять из пулемёта с чердаков во время уличных боев с немцами, то я буду стрелять не в немцев, а в них из этого же пулемёта[15].
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
  • zemfort:фамилия этого господина говорит сама за себя
    10/07/2013, 16:44
    .
  • Ф:Спрашивать мнение мастеров ногодрыгания, пусть даже великих
    10/07/2013, 16:51
    До идиотизма глупо.
  • Сквернислав:(без заголовка)
    10/07/2013, 17:09
    И кто же назначил Михаила Николаевича "величайшим танцором своего поколения" ? Уж, не агенство ли Fith ? Хорошо бы мадам Кромптон вынуть из сапога балалайку, а из ушанки матрёшку.
  • FuckleberryFinn:(без заголовка)
    10/07/2013, 17:10
    Танцевать таки лучше, чем кидать помет на форуме. Господь не прощает засранцев.
  • amirbek:Барышников уже старенький.
    10/07/2013, 17:20
    Это в Союзе ему была положена пенсия профессиональная.
    У пиндосов он вынужден работать и говорить то что прикажут - иначе демократизируют.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • Сквернислав:(без заголовка)
    10/07/2013, 17:21
    На всякий случай: балалайка - The balalaika is a Russian folk stringed musical instrument with a characteristic triangular body and three strings, матрёшка - A matryoshka doll also known as Russian nesting doll, refers to a set of wooden dolls of decreasing size placed one inside the other.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 4. Раскрыть ветку
  • Navigator:(без заголовка)
    10/07/2013, 17:43
    М-да , местные прокремлёвские агитаторы при случае радостно польют грязью и нобелевского лауреата по физике Андрея Гейма , ведь он тоже не хочет возвращаться в Россию .

    И плевать хотели прокремлёвские агитаторы на то , что Гейм внёс ценный вклад в мировую науку .

    Как они плюют сейчас на Барышникова .

    Вот такие вот они , гм-м , специфичные люди - прокремлёвские агитаторы ...
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 4. Раскрыть ветку
  • Незабудка:О Барышникове..
    10/07/2013, 18:00
    Танцорам, оперным певцам обычно тесно на одной сцене в одной стране. Потому как талант должен служить всему миру. Иначе нельзя. Барышников не принадлежит себе. Он принадлежит МИРОВОМУ балету и живет там , где востребован. Никакой он не диссидент и никогда им не был. Зря аффтор пытался притянуть за уши тему диссидентства к артисту.(((
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • termoalex:Михаил Барышников: В России
    10/07/2013, 18:36
    Он еще живой??? Наверное увидим его в ретро балет 90-ых!
  • Igoogoo:(без заголовка)
    10/07/2013, 19:44
    Сейчас имя Барышникова действительно мало известно в России. Возможно только у специалистов по балету. В своё время очень талантливый человек решил остаться в другой стране. На то были причины.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • vasdorog:он еще жив?
    10/07/2013, 21:22
    об чем разговор для плясунов?

    Россия родина слонов, гранатометов и балетных па. You are always welcome to Russia in order get find yourself somewhat alive
  • Сквернислав:(без заголовка)
    10/07/2013, 22:22
    — Дорогая, я дома! Где моя балалайка ?
    — Почему так поздно? По телеку Барышников.
    — По дороге опрокинулась тройка и медведь ногу вывихнул — пришлось водкой отпаивать.
    — Садитесь все! Давайте выпьем водки и посмотрим по телевизору Барышникова. Он так похож на балалайку !
    — Мам, я пойду поиграю с медведем.
    — Хорошо, только сначала выпей водки.
    — А где наш дедушка?
    — Он вторую неделю стоит в очереди за водкой "Барышников"
    — Хорошо, что он перед этим выпил водки. И ты без дела не сиди — иди тоже выпей водки.Тебе "Перестройку", "Горбачов" или "Барышников" ?
    — Ладно, иди, погуляй, сынок, и не забудь написать вечером отчёт в Госнаркоконтроль! А по пути домой не забудь купить водки "Барышников" — она заканчивается. — Дорогая, что-то жарко.Сейчас сыграю на балалайке. Выключи, пожалуйста, атомный реактор и достань мою ушанку.
    — Сейчас водку допью, сниму телогрейку и выключу, а ты пока достань матрёшку и сыграй на балалайке.
  • Justics:опять кто-то что-то со злости ляпнул,
    10/07/2013, 23:17
    так бриташки быстренько все в рекламу превратят. Господи, когда же они ради денег ЛГАТЬ на весь мир перестанут? Позорище какое, то же мне Англия!
    Загружается, подождите...



    Последние переводы























    Загружается, подождите...



    Каталог изданий

    Все издания





    Пишут в прессе и на сайте www.1rc.ru